4. И в заключение, интересный приём, который можно применять на выдержках
от десяти секунд. В позапрошлом веке фотографы снимали на достаточно слабочувствительный
материал, отчего требовалось использовать большие выдержки. Это позволяло
им по-разному экспонировать отдельные части кадра. Например, мы можем
во время съёмки закрыть чёрным материалом небо на 5 секунд из 10 секунд
общей выдержки. Тогда небо будет проэкспонировано на -1 eV меньше. Получается
некое подобие градиентного фильтра.
Слева: без фильтра, 1/125 сек
Справа: поляризатор, ND400, 13 сек, небо экспонировалось 7 секунд, что
позволило не пересветить небо и при это превратить воду практически в
лёд.
Недостатки.
Теперь о неприятном. Оказывается, что недостатков такого мощного фильтра
гораздо больше, чем достоинств, что делает его очень специфичным. За время
тестирования, были выявлены следующие недостатки:
1. Работая с большими выдержками, вы обрекаете себя на постоянное использование
штатива. В принципе, штатив полезная штука и даже без нейтральных фильтров
может понадобиться в любой момент. Но если вы передвигаетесь на пешем
ходу по нетронутой местности в поисках бурных речек, вам придётся взвалить
на себя дополнительную несколько килограммовую нагрузку в виде штатива.
2. Фильтр настолько тёмный, что даже поднеся его к глазам видно только
небо с солнцем. Поэтому кадрирование через видоискатель практически невозможно.
Перед каждым новым кадром фильтр приходится снимать, кадрировать и снова
надевать. Учитывая резьбовое крепление, это достаточно неудобно и долго.
Крепления по типу Cokin или Lee, где прямоугольный фильтр просто опускается
в салазки было бы удобнее.
Если с двумя вышеназванными недостатками можно смириться, т.к. они не
влияют на качество изображения, то переходим к самым проблемным недостаткам:
3. Цвета. Kenko ND400 совершенно не нейтральный, он привносит красновато-коричневый
оттенок, который даже визуально виден. Страдает как ни странно в первую
очередь зелень. Серые, голубые и синие оттенки, которые мы можем видеть
на небе, восстановить можно. Зелень – нельзя, она уходит в желтизну, превращая
лето в осень. Причём, даже из RAW-файлов восстановить нормальный зелёный
достаточно сложно. Есть версия, что покраснение связано с влиянием инфракрасного (ИК) излучния, которое в идеале должно отсекаться фильтром перед матрицей. Однако у зеркальных камер начального уровня этот фильтр слаб, что приводит к накоплению красноватого оттенка. Накопление может происходить из-за того, что спектр фильтра ND400 меньше ослабляет ИК-излучение, чем видимое излучение.
После обработки из RAW. Зелёные деревья превратились в жёлтые.
Без фильтра – баланс белого по белому листу.
ND400 – Предыдущие настройки баланса белого
ND 400 – баланс белого по белому листу. Потеря контрастности, оттенок
умбра натуральная полностью потерен.
4. Потеря контрастности. Особенно в области зелени.
5. Потеря разрешающей способности. Любой фильтр, даже с мультипросветлением
влияет на разрешающую способность оптической системы. У ND400 есть мультипросветление,
и разрешение падает не сильно, учитывая, что этот фильтр создан для съёмки
малодетальных изображений (солнца) и для размытия в следствии больших
выдержек.
Мира, 100% кроп.
6. Увеличение шума. Большие выдержки всегда плохо сказываются на фотографиях
цифровой техники. Аддитивный шум, горячие пиксели проявляются во всей
красе. К счастью, Adobe Camera RAW умеет хорошо убирать горячие пиксели.
Без RAW вы рискуете получить картинку, покрытую пёстрыми точками.
Выводы: данный фильтр очень специфичный и в то же время интересный. Он
открывает дополнительные возможности по фото, которые получить без него
невозможно. Самым неприятным недостатком является на мой взгляд потеря
цветности и контрастности изображения. Поэтому снимать с ним нужно только
в RAW-формате.
http://aspmaster.livejournal.com
|